Как придумывают шутки
Объявления
Организации и профессионалы
Если вам говорили, что научиться шутить нельзя и это дар свыше, — не верьте! Существует целая наука юмора, которая учит тому, как правильно шутить. Ее изучают люди, работа которых — создавать смешной контент в разных жанрах. Сегодня и мы прикоснемся к этой профессии — людей смешить.
Двусмысленность
Здесь фундамент шутки — любое слово с несколькими значениями. Сначала нужно найти многозначное слово и выбрать по одному прямому и переносному значению. Теперь осталось поиграть с ними, то есть вместо ожидаемого в данной ситуации значения подставить другое.
- Никто из сотрудников не переваривал директора зоопарка. А питон смог.
Ребята, я телефон пожал. Кто-то его посеял, а я пожал.
— Может, сходим на рисовое поле? Потом на ржаное, а потом на ячменное зайдем.
— М-м-м! Пройдемся по злачным местам.
- — Теперь я посажу тебя за решетку!
— Сколько раз вам говорить, не крал я никакую решетку.
Присоединение к шаблону
Шаблон — это любое устойчивое выражение. В обычных текстах они не всегда выглядят естественно и уместно, зато при создании шуток с ними можно добиться хорошего комического эффекта. Одну часть шаблона мы не трогаем, а вторую меняем на шуточную.- Одна голова хорошо, а две головы — уже некрасиво.
Святой Петр:
— Господь, там у дверей атеисты.
Бог:
— Скажи им, что меня нет.
Разрыв шаблона
В отличие от предыдущего варианта, в шаблоне не просто меняют, а, дойдя до середины фразы, полностью переставляют смыслы.- Хороший асфальт на дороге не валяется!
На входе у ночного клуба
охранник Павлу говорит:
— Придется девушку оставить:
у нас тут со своей нельзя.
Замещение ожидания
Один из любимых приемов всех работников корпорации юмора, более 80% шуток построены на этом принципе. Здесь задача — как можно изысканнее запутать аудиторию и вырулить к неожиданному финалу. Сперва у людей в голове возникает четкая зарисовка ситуации, но их ожидания разбиваются о неожиданную развязку.
- У нас сегодня гостья — спортсменка и просто очень красивая женщина. Даже если она когда-нибудь будет баллотироваться на пост президента нашей страны, я сразу пойду и проголосую за Путина.
Это за маму (дает ложку каши). Это за папу (вторую ложку). А это за Витьку Картавого! (достает ружье)
Дима, иди в метро, и без высшего образования не возвращайся.
А после спортзала я люблю съесть пиццы. Шучу, не хожу я ни в какой спортзал.
Скачок
С перечисления характеристик, объединенных одним общим признаком, говорящий перескакивает на признак, который не имеет ничего общего с предыдущим. На примере «человек — человек — штанга» вы поймете, как это работает:- С. Светлаков («Прожекторпэрисхилтон»): «Теперь мы не просто телеведущие, но и футболисты. Я буду за Семшова, ты — за Аршавина. Ну а Саша — верхняя штанга».
15 лет мы не выигрывали в хоккей, и вот, наконец-то, победа! Ковальчук хорошо сыграл. Овечкин — красавец! А Анджелина Джоли тоже симпатичная.
Примечание
В таких шутках весь смысл сказанного переворачивает маленькая, будто случайно упомянутая деталь, которая обесценивает все сказанное ранее. Слушатель удивлен такому перевороту, и это вызывает у него смех. Стоит примечание всегда в конце.- Женя комплексует, что у него женское имя... Лея.
Иду поздно вечером по улице. Смотрю — мужик! Я бежать... Не догнала.
Прошелся сегодня по улице. Как же много красивых девушек дома сидят.
Сравнение несравнимого
Сравнивать однотипные объекты, например, машины, города, людей, — логично. Но что будет, если сравнить два принципиально несравнимых предмета, которые находятся в разных плоскостях? Это абсурдно и, следовательно, смешно.- С. Светлаков, И. Ургант, Г. Мартиросян («Прожекторпэрисхилтон»):
— В начале игры он вышел на поле петь гимн с двумя детьми. А за игру забил два мяча. И тут мне пришла в голову мысль: «Два ребенка, два гола. А ведь ребенок для мужчины — это тоже гол».
— Интересно, что тогда пас? Или голевая передача.
Деконструкция выражений
Одна из самых сложных схем, из нее далеко не всегда можно построить качественную шутку. Часто ее относят к двусмысленности, хотя это два разных приема. При деконструкции нужно не просто подобрать слово с другим значением, а изменить весь смысл выражения.
Сложность этого приема в том, что нельзя быть точно уверенным, что нелепица «зайдет». Многое зависит от того, насколько разогреты слушатели, а также от харизмы и артистичности говорящего.
- Диалог С. Светлакова и А. Цекало («Прожекторпэрисхилтон»):
— Очень интересно наблюдать за Сашей, который уже пять минут молчит, пока мы обсуждаем новость про Лолиту.
— Можно я не буду никак реагировать на Лолиту?
— Наверно, потому что ты на нее никак не реагировал, вы и развелись.
У дураков две проблемы — Россия и дороги.
Намек
Это главный конструктор шуток для дружеских посиделок, также этот прием часто используют на сцене. Суть намека в том, что говорящий пытается говорить не напрямую, а косвенно. Слушатель додумывает сам, что пытались скрыть от него, тем самым еще сильнее раскрывает смысл.- Недавно наш город посетил Владимир Владимирович Путин. Поэтому приезжайте к нам, пока у нас чистый и красивый город.
Ситуация на экзамене. Вам простая тема: межпутинские президенты.
Остроумие нелепости
Это как раз тот случай, когда важно не что говорить, а как. Сказанное полностью противоречит логике и здравому смыслу, и смешно становится там, где абсурд достигает своего пика.Сложность этого приема в том, что нельзя быть точно уверенным, что нелепица «зайдет». Многое зависит от того, насколько разогреты слушатели, а также от харизмы и артистичности говорящего.
- На следующее «Евровидение» я бы отправил не человека, а животное, например, выхухоль. Представьте: объявляют нас, и выхухоль выползает к микрофону. Я считаю, что нужно менять формат конкурса кардинально.
Румынский институт неоконченных исследований выяснил, что в восьми случаях из десяти.
Метафоры и метонимии
Переносное значение слова или выражение также вызывает смех, если их неожиданно вплести в контекст. Основой для метафоры или метонимии могут стать сходство, сравнение или аналогия. При этом она должна полностью изменить привычное свойство объекта.
- Ложка — это маленькая ложь.
Когда люди спрашивают, не слишком ли сейчас много секса в кино, я отвечаю: «Откуда мне знать, я смотрю на экран, а не в зал».
Метаюмор
Объект смеха в метаюморе — нелепость шуток и юмориста в целом. Смешно здесь именно то, что неумелый юморист, полностью уверенный в успехе своих шуток, делает их несмешными. Или же просто «тормозит».- Например, на сцену выходит юморист, известный своими шутками про президента Х, зачитывает монолог про президента Y, при этом постоянно путает имена.
- Сейчас мэр Нягани покажет, как он в тысячный раз объясняет, что у нас нет кинотеатра:
— Я вам вы тысячный раз объясняю, что у нас нет кинотеатра.
Simple truth
Это один из несложных, но очень смешных приемов. Освоить его легко, если вы только изучаете вопрос «как писать шутки». Суть приема — в «детском» понимании смысла слов и предложений. Отбрасываем тот смысл сказанного, который напрашивается в контексте, и заменяем его на буквальный.- — Такси!— кричит пешеход.
— Пешеход!— кричит таксист.
— Стой! Стрелять буду!
— Стою.
— Стреляю!
«А не пойти ли мне на работу?» — подумал я. И не пошел.
Автор Людмила Волкова
Отзывы на статью
01.06.2016 22:23
Дмитрий:
Спасибо большое, очень интересно! Вот бы еще какие-нибудь курсы по юмору пройти) а то самомотивации не хватает) Надо трудиться!
Написать автору отзыв на статью
* Поля, обязательные для заполнения