Запорожец


Последний «Запорожец» выпустили всего 25 лет назад, а автомобиль уже считается раритетом. Найти его проще, чем другие ретро-машины: заржавевшие жужики стоят в гаражах, а отреставрированные часто показывают на выставках.

Все началось с «Москвича»

«Запорожец» Во второй половине 1950-х по европейским дорогам ездило немало частных малолитражных машин. Автопром СССР по традиции отставал. Конечно, уже были «Москвичи» и «Победы», но они или успели устареть, или были не по карману, поэтому конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей начали работу над новой небольшой доступной машиной. Не поместив классическую компоновку в модель особого малого класса, они обратились к опыту итальянцев и взяли за основу FIAT 600.

К 1957 году завод представил первый образец — «Москвич-444». Для дальнейших разработок и выпуска не хватало ресурсов, поэтому производство перенесли на Запорожский автомобильный завод. Выбор был весьма своеобразным, учитывая, что до этого ЗАЗ выпускал только сельхозтехнику. В 1960-м году началось массовое производство малолитражки, но уже под названием «Запорожец».

Мал да удал

С технической точки зрения машина не была шедевром, но несколько достоинств у нее все же было. Главное из них — хорошая проходимость, которую обеспечивали небольшие размеры, гладкое днище и независимая подвеска. В сельской местности, в отличие от других легковушек, «Запорожец» спокойно проезжал между колеями грузовиков. Когда машина застревала на бездорожье, пассажиры легко освобождали ее из грязевого плена, ведь весил ЗАЗ всего 665 кг. Как и планировалось, «Запорожец» был доступен покупателям: стоил 18 000 рублей (после денежной реформы 1 800 рублей), в то время как конкурент «Москвич» — около 25 000 (2 500) рублей.

За 34 года выпуска вышло несколько поколений «Запорожцев», и за каждым закрепилось свое прозвище. Первый автомобиль ЗАЗ-965 именовали горбатым за покатый кузов или консервной банкой. У ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 по бокам были воздухозаборники, из-за которых модели прозвали ушастыми и чебурашками. С ЗАЗ-968-М уши сняли, вместо них установили решетки, которые нарекли жабрами, а саму машину — мыльницей. Были и другие прозвища: от милого жужик до обидного запор.

Народное творчество

Сегодня «Запорожцы» можно увидеть в гаражах и во дворах Кажется, ни про одну машину не сложили столько анекдотов и баек, как про «Запорожец». Он сильно выделялся среди отечественных авто крохотными размерами, мотором в багажнике и неторопливостью. Из-за этого к «Запорожцам» никто не относился всерьез, а у автовладельцев родилась ироничная поговорка: «Пять минут позора — и ты на работе». Цена машины тоже была поводом для шуток: ее исчисляли истинно народным методом — в бутылках водки. Была теория, что цену в 1 800 рублей назначили, потому что это ровно 1000 бутылок (водка тогда стоила 1,80 рублей). В постсоветское время появились анекдоты о несчастных новых русских, столкнувшихся с «Запорожцем».

Жужик за границей

На ЗАЗах ездили не только в СССР, но и за рубежом. Название «Запорожец» считалось труднопроизносимым для иностранцев, поэтому экспортным моделям присваивали имена Jalta и Eliette. Машины отличались лучшей шумоизоляцией, наличием пепельницы, радиоприемника (!) и наружного зеркала заднего вида. Если у нас «Запорожец» вызывал улыбку, то европейцам казался привычным: заднемоторная компоновка пользовалась популярностью, скромные размеры никого не смущали (ЗАЗы были даже больше некоторых зарубежных малолитражек). «Запорожцы» не перевелись в Европе до сих пор: иногда встречаются объявления об их продаже.

Вторая жизнь

Сегодня «Запорожцы», как и другие раритеты, переживают второе рождение. Одни умельцы реставрируют машины, другие тюнингуют, втискивая в жужиков современную технику и делая их похожими на гоночные автомобили, вездеходы, пикапы, спорткары. Иногда «Запорожцы» скрещивают с другими машинами. В прошлом году белорусский кастомайзер Юрий Шиф представил ушастого на базе Porsche Boxster S, автомеханики братья Агзамовы — горбатого на базе Volkswagen Beetle. Технические характеристики и салоны «Запорожцам» достались от немцев, кузовные детали тщательно подгонялись под иномарки. В обоих проектах узнаваемы передки и задние фонари, кроме этого, Агзамовы повторили силуэт автомобиля, Шиф — воздухозаборники и выштамповку по бокам. Остается только представить, как удивляются жители Минска и Набережных Челнов «Запорожцам», проносящимся со скоростью около 200 км/ч.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения