ГАЗ-М-20


«Победу» не выпускают уже больше 60 лет, но с ностальгией вспоминают до сих пор. Ценители ретро-машин могут полюбоваться ГАЗ-М-20 только в музеях и на фестивалях, а вот воронежцам повезло: раритет установлен на бульваре Победы.

Приближали как могли

ГАЗ-М-20 «Победа» Во второй половине 1930-х годов на Горьковском автозаводе решили создать легковой автомобиль. В 1938 году появился первый эскиз будущей «Победы»: внешне она сильно отличалась от отечественных и западных моделей кузовом без выступающих крыльев и фар, дополнительными окнами между лобовыми и боковыми стеклами. Проект совершенствовали до начала войны, пока завод не перешел на выпуск военной техники.

Вернулись к работам после Сталинградской битвы. На следующий день после поражения Паулюса главный конструктор доложил о разработке новых автомобилей, в том числе «Победы». Создать ее было непросто: завод пострадал от авиаударов, рабочим не хватало материалов и опыта полного цикла выпуска машин (до этого часть работ выполняли американские компании). Однако за разработкой следил Сталин, поэтому нужно было успеть в сжатые сроки. Первые образцы показали в 1944 году, а уже в 1946-м началось серийное производство.

Мировой опыт в советском исполнении

ГАЗ-М-20 создали на основе Opel Kapitan, но назвать «Победу» копией нельзя: в ней воплотились многие западные и отечественные наработки. От первоначального проекта оставили обтекаемый кузов понтонного типа — «Победа» стала одной из первых в мире машин с таким кузовом, запущенных в массовое производство. По компоновке она находилась на одном уровне с передовыми американскими автомобилями: двигатель вынесли вперед, занизили линию пола, улучшив управляемость и устойчивость, уменьшив тряску на плохих дорогах, что после войны было особенно полезно. Другими достижениями стали гидравлическая тормозная система, независимая передняя подвеска, электрические поворотники и стеклоочистители.
«Победа» — одна из первых в мире машин с кузовом понтонного типа Несмотря на современную конструкцию и оснащение, на практике «Победа» доставляла водителям большие неудобства. Сказалась спешка, в которой создавали автомобиль. Плавно тронуться с места и быстро разогнаться не получалось, шумел задний мост, лопались стекла, в салон задувал ветер, попадала дождевая вода. В 1948 году «Победу» сняли с производства и модернизировали. С выходом второй серии машина завоевала народную любовь.

История длиной в 70 лет

Первые «Победы» автовладельцы получали от правительства, но со временем машина поступила в свободную продажу. Однако купить ее мог не каждый: стоила она 16 000 рублей (например, «Москвич» продавался в два раза дешевле). И все-таки прокатиться в автомобиле мог любой — после появления модели ГАЗ-М-20А для такси. Ездили на «Победе» и за рубежом: машину экспортировали в социалистические страны, Скандинавию, Бельгию, Великобританию, США. В Польше копию ГАЗ-М-20 производили по лицензии под маркой Warszawa до 1973 года (у нас только до 1958-го).

Сегодня умельцы дарят «Победе» вторую жизнь: восстанавливают кузов и меняют техническую начинку или делают похожей на гоночные автомобили. Экспериментируют с машинами и дизайнеры. В прошлом году Сергей Баринов пофантазировал, какой могла быть «Победа», если бы завод возобновил производство. Его концепт Pobeda M20 Neoclassic напоминает ГАЗ-М-20 силуэтом и решеткой радиатора — на этом сходство заканчивается.

Почувствуйте дух времени

Кабриолет «Победа» С ГАЗ-М-20 любят работать реставраторы. Чтобы сделать машину максимально похожей на оригинал, они используют детали других «Побед», иногда УАЗов и ГАЗов. Если посчастливится найти такой автомобиль, загляните в салон. Он выполнен в пастельных цветах, приборная панель напоминает американскую, вместо кресел — два дивана. Сидеть на переднем не очень удобно: он регулируется только продольно, подголовников нет. Машина рассчитана на пятерых, но поместятся и шесть человек: по три на каждом диване. Водителю это не мешает, поскольку рычаг переключения скоростей (трехступенчатый) находится под рулем.

Если машина на ходу, устройте тест-драйв. Поехать с первого раза удастся не всем: для переключения скоростей понадобятся двойной выжим сцепления и перегазовка, а о них многие современные водители даже не слышали. С обзорностью тоже возникнут проблемы, потому что в миниатюрное заднее окно видно мало. Если примиритесь с этими недостатками, то оцените, что при скорости 60 км/ч машина ведет себя уверенно, едет плавно, неровности дороги почти незаметны. На большую скорость рассчитывать не стоит: мощности мотора не хватит. Но это неважно, «Победа» — машина для души, а не для гонок.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения