ГАЗ М-1


Сегодня об М-1 мало кто помнит, но в середине прошлого века он был самым популярным автомобилем в СССР. За свою недолгую историю машина успела навести страх на советских граждан и полюбиться офицерскому составу Красной Армии.

Заграница нам поможет

ГАЗ М-1 В 1920-х годах Соединенные Штаты обладали самыми передовыми автомобилями. СССР же, ослабленный очередными войнами, не мог развивать автопром самостоятельно, поэтому купил у компании Ford лицензию на выпуск машин по ее технологиям. У первой легковушки, созданной ГАЗ в 1932 году на основе Ford Model A, сразу заметили недостатки: шасси были непрочными, открытый кузов не приспособлен к нашему климату. Кроме того, машина нуждалась в квалифицированном обслуживающем персонале, которого тогда не было. Попытки доработать конструкцию ни к чему не привели, нужен был новый автомобиль. За основу взяли Ford Model B и Ford Model 18.

«Дай бог каждому такую машину!»

Новая модель не должна была стать точной копией американских машин. Форды отличались только динамичностью, а конструкторы хотели получить экономичный автомобиль с высокой проходимостью, выносливостью, ремонтопригодностью. Для этого они разработали новые рессоры, раму, конструкцию переднего моста, рулевое управление и подвеску. Первые опытные образцы появились в 1934 году. Машина получила индекс М-1, что означало Молотовец-1 (в то время завод носил имя Вячеслава Молотова), и ласковое прозвище эмка.

В 1936 году началось серийное производство. Большинство машин сделали черными с тонкой красной полосой вдоль борта. Благодаря салону, обитому шерстяной тканью, приборной панели, окрашенной под ценные породы дерева, форточкам в боковых окнах, регулируемому переднему дивану, прикуривателю, пепельнице и солнцезащитным козырькам эмка не уступала американским моделям по уровню комфорта. Разгонялся М-1 до 105 км/ч, то есть незначительно уступал Ford Model 18. По воспоминаниям главного конструктора Андрея Липгарта, Иосиф Сталин завершил осмотр М-1 словами: «Дай бог каждому такую машину!» Но каждому, конечно, она была недоступна. Получали эмки за особые заслуги и выдающиеся достижения.

Недобрая слава

М-1 участвует в автопробеге Эмки были служебными автомобилями НКВД, поэтому невольно стали символом репрессий 1930-х годов. Считается, что именно М-1 называли воронками из-за черного цвета кузова, но это прозвище имели многие машины для перевозки заключенных под стражу, и, в первую очередь, фургоны и небольшие автобусы. Также машины называли черными Марусями из-за буквы М в индексе.

Всё для фронта

Эмка была первым серийным штатным автомобилем Красной Армии. На ней ездил офицерский состав. С началом весенней и осенней распутицы выяснилось, что грязь становится для М-1 непреодолимым препятствием, поэтому на базе модели решили создать внедорожник. Выпустили его малой партией. На машине ездили Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Иван Конев, поэтому ее негласно называли вездеходом для маршалов. Также на базе эмки разработали легкий бронеавтомобиль и его модификацию — железнодорожный вариант, который можно было переоборудовать в бронедрезину. Когда понадобился артиллерийский тягач, эмке сделали открытую кабину и получили хорошо знакомый по фронтовым фотографиям пикап.

Музейный раритет

По сравнению с другими легендарными автомобилями, М-1 выпускали недолго, до начала 1940-х годов. После войны из оставшихся деталей построили еще несколько экземпляров, затем машину сняли с производства. Эмка стала раритетом еще в 1970-х, поэтому неудивительно, что сегодня ее почти не встретишь. Из-за почтенного возраста машина не оказывается в мастерских кастомайзеров и реставраторов, поэтому найти ее на выставках ретроавтомобилей — большое везение. Проще увидеть машину в музеях. Впрочем, в Сети иногда встречаются объявления о продаже эмок в неплохом состоянии — при желании и паре лишних миллионов можно стать их обладателем.
Фото: vk.com/gazautomobiles

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения