ВАЗ-2101


ВАЗ-2101 называют одной из самых популярных машин СССР, а по результатам опроса, проведенного журналом «За рулем» в 2000 году, еще и лучшим автомобилем XX века. Сегодня легендарные «копейки» можно увидеть на выставках, исторических гонках и, если повезет, на городских дорогах.

Итальянские корни

ВАЗ-2101 назвали лучшим автомобилем XX века В середине 1960-х годов «Запорожцы», «Москвичи» и «Волги» уже не могли удовлетворить растущий спрос на личные автомобили. Чтобы выпустить новую модель, СССР решил обратиться за помощью к Европе и Америке. В качестве партнеров рассматривали Ford, Peugeot, Renault, но в итоге выбрали Fiat: сыграли роль более выгодные условия сотрудничества и наличие в Италии сильных левых партий. В 1966 году с компанией подписали соглашение о строительстве близ Ставрополя-на-Волге автомобильного завода, выпуске лицензионных Fiat 124 и других автомобилей.

Fiat 124 был плохо приспособлен к нашим дорогам и климату. Во время испытаний на кузове появились трещины, лопнул картер переднего моста, вышла из строя подвеска, возникли проблемы с тормозами. Чтобы улучшить автомобиль, итальянцы внесли около 800 изменений. В 1970 году модификация Fiat 124R начала выпускаться в СССР под индексом ВАЗ-2101. На заводе модели дали имя «Жигули» по названию расположенных неподалеку гор, в народе — прозвище «единичка», а позже — «копейка».

Первые ВАЗы

Внешне «Жигули» отличались от Fiat только более массивными «клыками» на бампере, формами ручек и зеркал заднего вида. Модель украшала эмблема с ладьей на алом фоне и надписью «Тольятти», которую позже убрали, чтобы не разглашать местонахождение стратегически важного завода.

Сначала «копейки» считали ненадежными из-за более тонкого, чем у других машин, кузовного металла, но сомнения оказались беспочвенными. «Жигули» быстро полюбили за ремонтопригодность, хорошую динамику, управляемость, экономичность. Машина легко заводилась в любой мороз, а для особо трудных ситуаций прилагалась пусковая рукоятка. Считается, что ВАЗ был самым удобным автомобилем малого класса благодаря улучшенной шумоизоляции, теплому салону, раскладывающимся передним сиденьям. К сожалению, после пары лет выпуска качество «копеек» снизилось.

Как «Жигули» стали «Ладой»

ВАЗ-2101 Через год после запуска массового производства ВАЗы начали продавать другим странам. Название «Жигули» для экспорта не подходило. Оно трудно произносилось и рождало нехорошие ассоциации: у арабов было созвучно со словом вор, у испанцев — с жиголо, у венгров — с ругательством. По этим причинам для иностранцев придумали название LADA, которое потом стало главным брендом АвтоВАЗа. «Лады» закупали Югославия, ГДР, Болгария, Франция, Швейцария, Канада, Египет и другие страны. К некоторым из них машины адаптировали, например, делали праворульными.

«Копейка» в большом спорте

Благодаря легкой конструкции и двигателю, который отлично поддавался модернизации, «копейка» стала идеальной машиной для гонок. В 1971 году ВАЗ поучаствовал в отечественных соревнованиях, затем — в европейских ралли, где занял первые и вторые места. На «копейках» ездили не только наши гонщики: в 1980-х годах в Великобритании проводили заезды Lada Challenge. В ХХI веке тюнингованные и отреставрированные машины продолжают участвовать в состязаниях. В 2004 году на гонке исторических автомобилей в Нюрбургринге «копейка» заняла первое место в своем классе. В 2010-м она снова участвовала в заездах в Германии, летом 2019-го — в ретро-ралли в Екатеринбурге.

Повод для гордости

ВАЗ-2101 выпускали до начала 1980-х годов. Всего было собрано более 2,7 млн машин, а если учитывать модификации, то около 5 млн. Автомобиль способствовал развитию не только отечественного автопрома (при создании «копеек» использовались еще неизвестные в СССР узлы и агрегаты), но и химической промышленности, потому что изначально масел и смазок для модели не было, их разрабатывали вместе с итальянцами. Кроме того, «копейка» стала основой «классического семейства» АвтоВАЗа, которое выпускали до 2012 года.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения