Электромобили


В последнее время мы часто слышим, что мировое автомобилестроение вынуждено будет рано или поздно перейти на электромобили, так как двигатели внутреннего сгорания наносят природе непоправимый вред, да и запасы нефти, хоть и велики, но не безграничны.

Однако пока что электромобили составляют лишь очень малую часть мирового автомобильного рынка. О том, что сегодня представляют собой электромобили, о перспективах этой отрасли автомобилестроения и о том, какова стоимость электромобиля в России, читайте в нашей статье.

История электромобилестроения

Электромобили Мало кто знает, но электромобили появились гораздо раньше бензиновых собратьев — лет этак на 50. В 1831 году Майкл Фарадей описал закон электромагнитной индукции, который и был положен в основу разработок трансформаторов и электродвигателей. Уже к 1840 году в мире были представлены три различные конструкции самодвижущихся электроэкипажей. Правда, были они очень тяжелыми, тихоходными (скорость не превышала 4 км/ч), да и подзаряжающихся аккумуляторов тогда еще не изобрели.

Появились они лишь в 1880-х годах, и электромобилестроение резко пошло в гору, а вот над автомобилями с ДВС откровенно посмеивались. Еще бы — электромобили были почти бесшумны, заводились легко и развивали скорость до 30 км/ч. При этом они не требовали переключения передач, а время передвижения без подзарядки составляло примерно один день.

Автомобили же тех лет представляли собой жалкую картину: много шума, много дыма, для заводки использовался ручной стартер, да еще при езде надо было постоянно работать рычагом КПП — дикость, не иначе.

В 1899 году электромобиль бельгийского производства Jamais Contente разогнался до 105 км/ч. В те дни блистательное будущее электромобилей не вызывало сомнений. В первое десятилетие ХХ века электромобили уже использовались в качестве такси, машин скорой помощи и пожарных экипажей.

Ситуация резко изменилась после открытия обширных нефтяных месторождений и, как следствие, появления большого количества дешевого бензина. Это дало возможность совершать дальние поездки на автомобилях с ДВС, которые, кстати, были гораздо дешевле в производстве, чем электромобили.

Возможность дальних путешествий дала толчок к строительству автомобильных дорог, которые стали нуждаться в дорожной инфраструктуре — словом, прогресс пошел по пути бензиновой индустрии. Популярность электромобилей пошла на спад, и уже к 1930 году их производство почти прекратилось.

Вспомнили о двигателях на электротяге только в конце 1980-х годов, когда перспектива исчерпания запасов нефти стала казаться реальностью и остро встал вопрос об охране природы.

Что мешает развитию электромобилей

Зарядка электромобиля В первую очередь — неудобный механизм зарядки аккумуляторов. Малый запас хода электромобилей, в общем-то, проблема решаемая, построить достаточное количество заряжающих станций тоже можно, а вот время зарядки питающих элементов электромобиля на данный момент непростительно велико. Процесс занимает несколько часов, тогда как бензиновый автомобиль заправляется за несколько минут.

Правда, уже разработана экспресс-зарядка для электродвигателя — с помощью повышенного напряжения она способна зарядить батареи электромобиля за 30 минут, но и этот результат вряд ли устроит современного человека. Сейчас конструкторским бюро поставлена задача довести время зарядки аккумуляторов до 6 минут, справятся ли они с этой задачей — покажет время.

Следующий вопрос — экологический. Да, безопасность электромобилей для природы ставится под сомнение, ведь если они начнут массово использоваться, да еще и заряжаться за 6 минут, это увеличит потребление электроэнергии высокого напряжения. А это означает строительство новых мощных электростанций, далеко не безопасных для окружающей среды.

Кроме того, даже самые современные аккумуляторы не вечны, значит надо будет решать проблему утилизации огромного количества отработанных аккумуляторов, а такого решения у человечества пока просто нет.

Ну и, наконец, стоимость производства электромобилей гораздо выше их бензиновых аналогов. При массовом производстве их стоимость, возможно, снизится, но пока что позволить себе электромобиль может далеко не каждый.

Электромобили в России

Как ни печально это признавать, но в России система заряжающих станций отсутствует в принципе. В Москве, правда, создается сеть электростанций, но из 30 заявленных пока работают только две, а при выезде за МКАД электромобиль становится и вовсе беспомощным.

Впрочем, наверняка в Петербурге и в Сочи имеется пара подстанций, но это, опять же, единицы. По телевизору из уст государственных деятелей мелькала как-то цифра в 2 000 заряжающих станций, запланированных к постройке в ближайшее время, но это пока только планы.

Поэтому на сегодня подзарядка электрокара в России возможна только от стационарной розетки, расположенной в вашем в гараже или доме. Занимает она не менее 5 часов ежедневно, так что последующий счет за электроэнергию вас вряд ли порадует.

Электромобили марки и модели

Электрокар Рено Твизи

Tesla Model S

Пожалуй, самый перспективный на данный момент экземпляр. Выпускается компанией Tesla Motors (США) c 2013 года. Время зарядки электромобиля от 220-вольтовой розетки — 9 часов. Запас хода — до 420 км, время разгона от 0 до 100 км/ч — 5,6 с.

Конечно, в зимний период, когда емкость аккумуляторов снижается, да и постоянно включенная печка увеличивает расход электроэнергии, значение пробега на одной подзарядке будет снижаться (к примеру, до 300 км). Тем не менее, этого уже вполне хватит для постоянной эксплуатации в течение пары дней. Если подзаряжать электрокар каждую ночь, то проблем с его использованием вообще не будет.

Главный минус Tesla — цена, на отечественном рынке, например, она составляет примерно 4 миллиона рублей.

Nissan Leaf

Запас хода на одной подзарядке — примерно 150 км, время зарядки от 220 В розетки — 8 часов, разгон от 0 до 100 км/ч — 9 с. Максимальная скорость — 140 км/ч. Стоимость — около 1,5 млн рублей.

Mitsubishi i-MiEV

Запас хода на одной подзарядке — 150 км, время зарядки — 8 часов, разгон от 0 до 100 км/ч — 9 с. Стоимость — от 1 млн рублей.

Lada Ellada

Отечественный электрокар — экспериментальная модель, представляющая собой «Ладу Калину» с электромотором. Напрямую частным владельцам она пока не продается. По договоренности АвтоВАЗа с правительством Ставропольского края, 100 экземпляров будут трудиться в такси Минеральных Вод. Если же найдутся еще корпоративные заказчики на эту модель, то ее стоимость будет составлять примерно 1 250 000 р.

Технические характеристики: запас хода — 140 км, время зарядки от 220 В розетки — 8 часов, максимальная скорость — 130 км/ч, разгон от 0 до 100 км/ч — 18 с.

Итак, пока что можно сказать: если будущее и принадлежит электромобилям, то оно весьма отдаленно — уж очень много вопросов надо решить перед массовым внедрением электрокаров в нашу жизнь.
Автор Антон Лисицын

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения