Машина попала в яму


Не секрет, что состояние российских дорог подчас оставляет желать лучшего. И когда от дорожных ям страдает ваш автомобиль, ущерб может оказаться очень серьезным. В первую очередь это касается денежных затрат, но не будем забывать и о хлопотах с автосервисами, покупке запчастей и потерянном времени.

Кто будет отвечать за причиненный ущерб и возмещать его, если ваш автомобиль попал в яму колесом? Как правильно выявить и оформить повреждения? В этой статье мы ответим на эти вопросы.

ГОСТ на ямы

Если вы попали в яму Итак, знайте, если вы столкнулись с подобной ситуацией, то найти виноватого и получить с него компенсацию можно, но учтите — если вы решили идти до конца в этом деле, запаситесь терпением: процедура будет нелегкой и нескорой.

Первое, что надо сделать, — осмотреть саму яму. По существующему ГОСТу размеры дорожной выбоины не должны быть длиннее 15 см, шире 60 см и глубже 5 см, также отклонение крышки канализационного люка от уровня дорожного покрытия не должно быть более 2 см.

Все неровности, не соответствующие данному нормативу, должны обозначаться соответствующими дорожными знаками или сигнальными огнями.

Если, на ваш взгляд (по возможности лучше провести точные замеры), яма выходит за рамки, предписанные ГОСТом и соответствующих знаков на дороге не было — звоните в ГИБДД и приглашайте инспекторов на место ДТП для оформления протокола.

Ищем свидетелей

Скорее всего, приедут сотрудники ДПС не сразу. В ожидании инспекторов желательно сфотографировать получивший повреждения автомобиль и дорожный дефект, ставший причиной ДТП, хотя бы на мобильник. Чтобы размеры ямы на снимке были понятны, поставьте в нее какой-нибудь легко узнаваемый предмет — пачку сигарет, спичечный коробок, бутылку воды. Это может впоследствии помочь вам в том случае, если дорожники попытаются в срочном порядке устранить недостаток.

Также будет неплохо, если вы найдете свидетелей случившейся аварии и запишете их адреса и телефоны. Имейте в виду, что в данном случае свидетелем может быть и пассажир, находящийся с вами.

Оформляем протокол

По приезде на место сотрудников ДПС следите за оформлением протокола: не соглашайтесь на формулировки типа «не справился с управлением», по возможности добейтесь занесения в протокол показаний свидетелей. Также в документе обязательно должны быть зафиксированы размеры ямы и факт отсутствия на участке дороги соответствующих знаков. Помните, инспектор обязан отдать вам копию протокола.

Ищем ответчика

Если вы попали в яму В большинстве случаев ответственность за состояние дорог несут дорожно-эксплуатационные предприятия, обслуживающие этот участок дороги. В любом случае данные ответчика должны установить и предоставить в ГИБДД. На этом этапе могут возникнуть следующие сложности.
  • Установить точные данные организации, обслуживающей конкретный дорожный отрезок, невозможно, или дорожная инспекция намеренно затягивает рассмотрение дела. В таком случае можно подавать иск в суд, например, на администрацию города — вполне возможно, они сами поспешат найти нужную организацию и возложить на нее ответственность.
  • Не исключено что, ГИБДД может попытаеться возложить на самого водителя вину в ДТП. Основанием для этого могут послужить неожиданно появившиеся предупреждающие дорожные знаки или протокол с места ДТП, за заполнением которого вы не проследили. При таком развитии событий можно и нужно обжаловать такое решение в суде. И здесь показания найденных вами ранее свидетелей, снимки с места происшествия снова будут нелишними.

Определяем сумму ущерба

Если вы успешно прошли предыдущие этапы и у вас появились все необходимые документы, можно приступать к возмещению ущерба. Чтобы определить размер взыскиваемой суммы, привлеките эксперта-оценщика. Ответственная сторона должна быть уведомлена вами о месте и времени проведения экспертизы. Сделать это лучше заказным письмом с уведомлением, чтобы потом, в случае неявки оппонента, предоставить документ в суде. Можно уведомить и телеграммой, тогда не забудьте сохранить для суда ее копию.

Подаем иск в суд

Когда точная сумма определена, противоположной стороне необходимо предложить добровольно возместить сумму ущерба, такое требование можно также выслать почтой и приложить к нему копии всех имеющихся у вас на руках документов: справки и постановления из ГИБДД, протокола с места ДТП, акт, составленный экспертом-оценщиком, а также счета за транспортировку автомобиля и все остальное, за что вы посчитаете нужным взыскать с оппонента деньги.

Если в течение установленного вами срока никакого ответа с противоположной стороны не последует, подавайте иск в суд и добивайтесь возмещения ущерба.

Немного об альтернативных случаях

Примерно по такому же алгоритму стоит действовать, если на ваш автомобиль упало дерево или сосулька с какого-либо здания. Почти все территории в городе состоят в ведении какого-нибудь учреждения — точно выяснить, какого именно, можно в Росреестре. Правда, суд может и не удовлетворить такой иск, если выяснится, что дерево было здоровым и упало в ввиду форс-мажорных обстоятельств (урагана). И вы, скорее всего, проиграете дело, если на потенциально опасной территории были таблички, знаки или ограждения, предупреждающие о возможной опасности.

Если вы не стали останавливаться

Если вы попали в яму Как видите, механизм по борьбе с нерадивыми дорожниками есть, хотя он и сложен. Но, во-первых, связываться с судебной волокитой вам может оказаться попросту некогда или неохота. Во-вторых, наличие повреждений вы можете обнаружить уже после того, как покинете злосчастный участок дороги. А покинув место ДТП, вы практически не оставите себе шансов на успех в суде.

Между тем, если автомобиль попал в яму колесом, повреждения могут быть самыми разными. У автора статьи, например, в подобной ситуации от удара вылетели из гнезд несколько предохранителей (ВАЗ-2108, 1989 г. в.), и в итоге перестали работать фонари и вентилятор охлаждения.

Но чаще всего, конечно, возникают проблемы с подвеской. И, пожалуй, самое опасное, что может случиться, — отлетит колесо. Эта поломка может не просто вывести ваш автомобиль из строя, но и стоить вам жизни.

Поэтому, в случае если машина попала в яму, даже если вы продолжаете успешно двигаться и не замечаете явных сбоев в работе автомобиля, все же советуем вам на какое-то время отключить радио, закрыть окна и внимательно прислушаться к работе авто.

Если вам хотя бы покажется, что подвеска издает какие-то нехарактерные для нее звуки, если руль начал «биться» в руках, аккуратно и плавно, избегая резких движений, выводите машину из потока, медленно паркуйтесь на обочине, включайте аварийку и осматривайте автомобиль.

Если лопнуло колесо или просто ослабли болты его крепления, то после замены можно смело продолжать поездку. Если же причина глубже — повреждена сама ось, стойка и т. д. — не рискуйте, вызывайте эвакуатор. Если есть угроза открепления колеса, то буксировка на тросе тоже не рекомендуется.

Надеемся, что эти советы помогут вам при возникновении неприятностей, хотя и желаем вам никогда в подобных ситуациях не оказываться.
Удачи на дорогах.
Автор Антон Лисицын

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения